газета "Челябинская область" 2001, #12
В ОЖИДАНИИ ЧУДА
Анатолий Баскаков

    В ХХ век Россия вступила с предчувствием апокалипсиса. Все газеты и журналы начала века были пропитаны мотивами скорого Страшного суда. Действительно, в 20-е годы началось массовое разрушение храмов, как следствие - пошли разговоры о пришествии антихриста. Массовая нетерпимость к старым богам стала приметой первой половины века.
    Сегодня в России - время возрождения Православной веры, время строительства новых храмов. Строятся храмы и у нас, на Южном Урале. Совсем недавно нашу уральскую землю почтил своим визитом Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П. Патриарх отметил, что ему понравилась теплота, душевность и сердечность южноуральцев и выразил надежду, что в новом веке мы сумеем избавиться от бездуховности, которую принес уходящий век.
    Конечно, в лучшее будущее хочется верить. Конечно, необходимо строительство храмов и возрождение гонимых в этом столетии на Руси Православной веры и Рыночной экономики. Но мне представляется, что именно использование духовных ресурсов Православия может позволить России выстоять в битве за души молодого поколения. Именно на эту тему мы сегодня беседуем с психологом и глубоко верующим человеком - Абалмазовой Светланой Федоровной и настоятелем храма иконы Божьей Матери "Утоли моя печали" отцом Дмитрием.
    - Светлана Федоровна, статья "Как не просмотреть подростка", напечатанная в 7 номере газеты, вызвала поток звонков в редакцию. Проблема, к сожалению, оказалась актуальной. Сегодня к вам такой вопрос- в чем все-таки, на ваш взгляд, основные причины возникновения зависимости в молодом возрасте?
    - У детей это различные виды неблагополучия в семье и психические заболевания. У подростков - то же самое плюс острые травмы (например, сексуальное насилие), а также - стремление к лидерству. Подростку обязательно нужно в чем-то себя проявить, важным в этом возрасте является и вопрос лидерства. Подростков, склонных к лидерству - примерно 15-20%, около 50-70% составляют те, кто охотно идут за лидером. Я считаю, что в наше время общество лишило подростков критериев в различении "хорошего" и "плохого". Сегодня потеряли свои позиции дома пионеров, кружки творчества, нет условий для развития массового спорта. Лидирующий подросток, нашедший для себя что-то новое и необъяснимое в наркотике, начинает сколачивать вокруг себя компанию. Таким образом, считаю, что невостребованность в нашем обществе будущих лидеров и неготовность общественного сознания к тем переменам в стране, которые произошли в конце 80-х годов - одна из причин нестойкости нашей молодежи к наркотикам.
    Другая проблема - отсутствие мотива борьбы на ранних этапах употребления. А у подростков - недоверие к взрослым, недооценка последствий употребления, а также - пробелы в российском законодательстве. Всем известно, что у нас нет принудительного лечения, только исключительно на добровольной основе. И часто мы видим своеобразные "ножницы": родители уже понимают, что ребенок катится в бездну и готовы ему помочь, а сам этот человечек говорит: "Мне не нужно помогать, я этого не хочу". А когда он "созреет" до готовности посетить врача, часто бывает уже слишком поздно…
    - отец Дмитрий, известно, что в Москве, на Крутицком подворье, успешно работает реабилитационный душепопечительский центр для лиц пострадавших от наркомании, занятий оккультизмом и деятельности тоталитарных сект. Есть подобные центры и в других городах. Как вы считаете, что приводит наркоманов в Храмы и возможно ли чудо православного исцеления?
    - Когда разговариваешь с наркоманами, всегда сталкиваешься с ожиданием чуда. Истерзанная душа обращается к Богу, и часто с этого начинается путь исцеления. Но путь наркоманов - особый путь. Они попадают в самое пекло духовной битвы, где не просто убивают тело, а ведут в погибель вечную. Считаю, что на войне, погибая за отечество, человек получает мученический венец, может кровью искупить перед Господом грехи свои и создает возможность получения у Бога награды. А на этом пути у человека - борьба за свою душу! Наркоман может оторвать свою душу от Бога, что приведет его в небытие, к вечным мучениям. Многие библейские сюжеты он переживает это очень реально, умер - и воскрес, погиб - и спасся. Память о Боге ведет человека к молитве, особенно когда ему очень плохо. Наркоман, когда ему плохо, кричит - "МАМА!" или, если видят икону на стене - "Господи!", а это уже молитва.
    Многие говорят, что начали спасаться, когда осознали, что достигли дна. Бывает так, - вроде бы человек уже погиб, но вот с ним происходит чудо. Он перерождается. Все уже списали человека, а он вдруг встает. Есть надежда всегда. И нельзя человека вычеркивать из списка живых пока он жив. Исцелившиеся наркоманы и алкоголики понимают, что их жизнь не кончается, а только начинается. Многие становятся подвижниками. Они пережили тотальное покаяние, испытали радость очищающей молитвы. Они становятся - Богом хранимыми и они знают, что все главное - впереди.
    Проблема заключается еще и в том, что наркоманы, как правило, - социально незащищенный слой. Далеко не все могут позволить себе лечиться в платных клиниках. Считаю, что лечебные центры для работы с наркоманами по сути своей не могут быть коммерческими. Как только пациенты видят, что они являются предметом чьего-то бизнеса, возникает реакция отторжения, и ни о какой реабилитации - медицинской, религиозной и психологической - уже речи быть не может.
    - Светлана Федоровна, какие методы, исходя из вашего опыта психолога, наиболее эффективны при работе с наркоманами?
    - К сожалению, идеальных методов работы с наркозависимыми не существует. Тем не менее, как показывает опыт, достаточно эффективны групповые методы работы с наркозависимыми и их семьями. И, конечно, многоступенчатое лечение, где медики занимают не самую главную роль. Основная роль как раз отводится психологам, психотерапевтам и социальным службам. Медики могут привести в чувство, очистить организм от наркотиков - на сегодняшний день это достаточно отработано и есть эффективные лекарственные способы. Но в дальнейшем, без многоступенчатого лечения, наркоман остается практически без помощи. Никто его не мотивирует, не учит, как бороться с этой проблемой, как выплывать. А в одиночку это делать страшно. Да и бывшие "друзья" совсем не заинтересованы отпустить его, он чувствует негативное давление с их стороны.
    Психологическая, психотерапевтическая и социальная помощь просто необходима. Конечно, этим нужно заниматься. Здесь большое значение имели бы разные клубы доверительного общения. Как правило, именно такую, особую атмосферу общения организуют психотерапевты в группах анонимных алкоголиков и наркоманов. Человек говорит откровенно. Его никто не имеет права перебивать, обсуждать его слова, задавать вопросы. Он высказывает то, что наболело, и говорит только о себе, ни о ком другом. В повседневной жизни этика такого общения просто потеряна. Хочется сразу поспорить, вопрос задать. А человек имеет право назвать свое имя или нет, может говорить или молчать, может встать и уйти. Считаю, что никакие медикаментозные методы не помогут, если между человеком, стремящимся избавится от зависимости, и его окружением останется деструктивный стиль повседневного общения.
    - отец Дмитрий, многие из отечественных наркологов считают, что программа "12 шагов" на российской почве не приживется. Что по поводу этой программы думаете Вы лично?"
    - Считаю, что в ее основе положена христианская идея. Согласен с Евгением Шестуном, настоятелем церкви преподобного Сергия Радонежского в том, что программа "12 шагов" - это изобретение не только американцев, ее можно рассматривать и как известную в православии лестницу духовного восхождения. Программа "12 шагов" вовсе не противоречит православию, нужно только дать ей другую, более глубокую, православную интерпретацию. Так, прочитав один из переводов этой американской молитвы алкоголиков, я почувствовал что-то знакомое. Потом вспомнил, - да ведь это молитва оптинских старцев! Но кто-то сначала ее перевел на английский, а с английского опять на русский, и она на слух стала почти неузнаваемой, хотя суть - одна.
    Считаю, что в основе программы "12 шагов", как и в молитве оптинских старцев отражен глобальный духовный опыт христианства. Например, первый шаг - нужно осознать, что ты без Бога, без Божьей помощи преодолеть свою немощь, свою болезнь неспособен. А это - смирение своей гордыни. Обычно ведь как: человек пьет и говорит, что может в любой момент бросить, что ему просто не хочется. Но почему-то не бросает. До гробовой доски.
    Следующие шаги программы ведут к покаянию, переосмыслению своей жизни, изменению отношений с людьми. Примирению через покаяние. Человек должен примириться с собой, с ближними, с Богом. Считаю, что наркоманы должны иметь возможность беседовать на богословские темы, общаться со священником больше, чем остальные. У них сильная потребность именно духовного общения. Они пережили такие скорби, которые касаются внутреннего состояния человека. Часто именно через скорбь Господь стучится в сердце наше.
    - Светлана, а ваше мнение о программе "12 шагов"?
    - Бывает, что психологи старой школы иногда любят "уткнуться" в тесты и забывают, что перед ними сидит любопытный человек, которому интересно, зачем он отвечает на эти вопросы и что это за вопросы. Пациенту кажется, что психолог просто проверяет, дурак он или нет. И когда психологи действуют таким образом контакт с пациентом теряется. Что касается психотерапии новой волны, то можно говорить о транзактном анализе, о гештальт-терапии, они используются и довольно продуктивно.
    При работе по программе "12 шагов", как и при использовании любой групповой технологии, есть свои "НОУ-ХАУ", о которых я в свое время узнала на семинарах кандидата медицинских наук, уникального специалиста по групповой психотерапии - Светланы Станиславовны Фридрих. Вот два из них. Первое - требуется организация нового, неформального стиля общения пациента с окружающими людьми. Второе - формирование с помощью самонаблюдения нового "внутреннего" самоощущения.
    - отец Дмитрий, как вы относитесь к рекламируемым по телевидению и в газете "Тайная власть" уникальным способам избавления от зависимостей?
    - Самое страшное в том, что такие, "единственно возможные" способы исцеления относятся к разряду экзотики. Наркотические вещества существуют на протяжении всей истории человечества и были доступны всегда. Но вот пример - в Париже до майских событий 1968 года было всего 300 наркоманов. Это были в основном служащие, воевавшие в Индокитае. После 1968 года в Париже появились десятки и сотни тысяч наркоманов. Уже давно существующая болезнь превратилась в массовую. Думаю, что тогда произошла мировозренческая катастрофа у молодежи Запада. Сегодня она коснулась и нас. Возможно, эта катастрофа долго зрела, но за последние десятилетия вызрела, и теперь затыкать дыры тонущего корабля подручными средствами - просто оттягивать агонию. Вы прекрасно знаете, что на Западе часто лечением наркоманов занимается сама наркомафия. Это же так удобно и выгодно - продлевать жизнь своих клиентов. Люди готовы заплатить любые деньги не только за дозу, но и за то, чтобы хоть как-то протянуть еще в этой жизни.
    Существуют и другие неприемлемые формы, например, перевод из одной зависимости в другую. Можно участвовать в разных шоу, которые проводят сектанты. Действительно, люди не колятся, избавляются от других дурных привычек. Но будет ли это избавление от зависимости, будет ли это обретение свободы? За две-три недели можно перевести одну зависимость в другую. Человек все равно остался с надломленным хребтом, но для окружающих важно лишь то, чтобы он химическими веществами себя не отравлял, выглядел бодро, улыбался и говорил про Бога. Так работает секты "Новая жизнь", "Радостея", много других. Там у них эти радения, которые завершаются "экстазом". Потом, их же собственный журналист подходит и спрашивает - "А как вы себя чувствуете?" - "Прекрасно! Вот только я телом своим не владею, подергивается как-то". Вот вам и лаконичный ответ на все вопросы, - это примерно тоже самое, что "напиться, чтобы голова утром не болела". Возникает физиологическая зависимость не менее жесткая, чем раньше. Человек уже не может без этого, а значит имеется возможность управления такими людьми, в том числе и с целью отнятия их здоровья и имущества.
    Другой пример - информационная распущенность на нашем телевидении. Какой-нибудь развязанный эстрадный идол рассказывает с экрана как он бросил наркотики и при этом так красочно расписывает то время, когда он их употреблял, что у зрителя, бывшего наркомана, сидящего перед экраном, появляется непреодолимое желание сделать это. Одно только слово, обрывок музыкального ритма, один элемент вот этой "драг-культуры" и провоцируется срыв. Да что там говорить о московских МУЗ-ТВ и НТВ, совсем недавно ведущая челябинской программы "Телефакт" весьма детально расписывала, какие неприятности ожидают военкомат ленинского района за то, что среди новобранцев весеннего призыва были обнаружены несколько наркоманов. Вам это ничего не напоминает? Возможно, что эта, чисто служебная информация, размещенная "борцами с наркотиками" в сводке теленовостей, породит своих "новобранцев" среди подростков, а уже через несколько месяцев - новую волну смертей от передозировок. Редактор "Телефакта" просто не ведает что творит!
    Конечно, эти примеры иллюстрируют отсутствие целевой государственной или региональной программы работ по борьбе с наркотиками. Но, к сожалению, опыт других стран показывает, что без такого подхода решить проблему мировозренческой катастрофы невозможно. Не решить ее и при использовании уникальных штучных методик исцеления. Важно выработать единую государственную программу и идеологию взаимоотношений "наркоман - информация - общество". Эта программа должна комплексно решать вопросы информационной безопасности, профилактики, лечения, трудоустройства.
    - Итак, православная молитва оказалась одним из проверенных способов борьбы наших предков за свое психическое и душевное здоровье. А сегодня мы видим, что строятся Храмы, укрепляется Вера, в политику приходят новые люди.
    Странно, но на нынешнем рубеже веков, несмотря на пропитку многих газет и телевидения негативной информацией, у многих россиян - предчувствие не апокалипсиса, а возрождения. Вспоминаются слова Патриарха Алексия П, сказанные им в челябинском аэропорту: "Заканчивается трагический для России ХХ век, принесший нашей стране столько потерь и горя. На пороге ХХ1 века хочется верить в то, что начала свой отсчет другая эпоха, и мы все вместе должны работать ради создания мощной и великой России".

Hosted by uCoz