газета "ЛидеР" 2000, #3
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНОИСКУССТВА
Марина Дымова, Анатолий Баскаков

Для Челябинска, избалованного театральными фестивалями, кинофестиваль - событие неординарное. В последние годы на российских экранах преобладало засилье американского кино, и так уже набившее оскомину по ТВ и видео. А потому, прослышав про грядущий фестиваль "Новое кино России" благодарный челябинский зритель, истосковавшийся по своему, родному, с радостью устремился на встречу с этим новым кино. Я была в их числе. И мои ожидания увидеть "Новые кино России" по-хорошему подтвердились, хотя посмотрев фильмы "Белый танец", "Цветы календулы" и "Время танцора" можно в очередной раз убедится, что "все новое -- это хорошо забытое старое". Челябинский зритель увидел на экране добротное "русское кино", в его лучших традициях, которое славится глубиной душевных переживаний, крупными планами, чистотой нравов и отсутствием льющейся рекой крови. Просто праздник какой-то, отдых от навязчивого "телемыла" и "экшн ради экшн". Единственный фильм, который вызвал недоумение, и встречу с которым ждали более всего -- фильм Вадима Абдрашитова и Александра Менадзе -- "Время танцора".
Фильмы "Белый танец" и "Цветы календулы" заявленные как мелодраммы, полностью сответствуют и определению жанра и содержанию. Эти фильмы и смотрятся легко и не вызывают раздражения, несмотря на то, что благодаря мексиканским сериалам, жанр мелодрамы в нашей стране стал нарицательным. Смотрела эти фильмы о вечных и живых проблемах и отдыхала душой. Нет суперэффектов, нет бряцания оружием, нет свернутых челюстей, нет бесконечных сексуальных комплексов. Но есть человеческие жизни, страдания, размышления, нелепости, рассказанные молодыми режиссерами на понятном и поэтичном языке, чуть с иронией, чуть со слезой… "И жизнь и слезы и любовь" - как сказал в свое время Пушкин.
Но вот долгожданный фильм "Время танцора" - разочаровал. Сначала не состоялся разговор зала с режиссером. Несмотря на решимость признанного и почитаемого всеми сидящими в зале Вадима Абдрашитова ответить на любой интересующий зрителей вопрос -- зал не блистал любознательностью. Вопросы были банальны, возможно, неподготовленный зал не просто не мог спрашивать о том, что еще не увидел. И попытка Абдрашитова в очередной раз напомнить зрителям о сложностях финансирования фильма не вызвала нужного сопереживания - не новость. Зритель пришел увидеть готовый продукт деятельности, а не выслушивать, как трудно его было делать. В общем, диалога мастера с поклонниками не получилось. Ждали фильм.
Зал был переполнен. Наш зритель уже привык, что хорошее кино рождается в муках, а уж если фильм отснят был в 1997 году и только сейчас выходит на экраны, значит должен быть событием. Но событием он мог стать именно в 1997, а не в 2000 году! И хотя живой классик и упомянул, что фильм этот "просто о любви, о дружбе, о предательстве.." это прозвучало как отговорка. Действительно, укажите хоть один фильм, где нет любви, предательства, дружбы. Если мне показывают молодых людей искалеченных войной, то для того, чтобы понять, что с ними происходит, я должна увидеть какими они были прежде, что произошло с ними до войны и на войне. Понять замысел сценариста, скрытый за налетом занимательности и мастерства режиссера. Сюжет фильма "Время танцора" прост и ясен, но нет четкости в предполагаемых обстоятельств. Возможно поэтому фильм, события которого могут происходить по словам его создателя -- "везде", не увлекает. Кто-то из зрителей откровенно скучал, кто-то тактично покинул зал, не досмотрев даже до середины. Люди, сидящие в зале, невольно ассоциировали эту экранную войну с Чеченской. Но в 1997м наши представления о чеченской войне и ее последствиях разительно отличались от сегодняшних. Иным был и взгляд на то, что происходило в стране. Все мы помним, как благодаря усилиям НТВ и других "независимых СМИ", российский солдат был объявлен мародером, российский офицер был психологически раздавлен, а что касается генеральской недвижимости...
Как сейчас вспоминается обаятельнейший телеведущий, прогуливавшийся между между своим и их особняками. Униженная с экранов и страниц газет армия в те годы была просто обречена на поражение, если и не военное, то уж обязательно - моральное. К сожалению, именно тогдашнее, умело запрограммированное кем-то, отношение к кавказским событиям, явственно проявляется в фильме "Время танцора". Возможно В.Абдрашитову и А.Минадзе тогда, в 1997 стоило не только исследовать бесшабашность и обреченность искалеченных войной ребят с Урала.
Думаю, что замысел, показать не войну, а нечто новое в том, что происходит с нашими ребятами после нее, авторы фильма так и не реализовали. Все, что мы увидели на экране происходило в России всегда, независимо от обстоятельств, начиная с братьев Карамазовых. Это особенности национального характера, видимо уже сташие особенностями национального киноискусства. Конечно можно силой этого искусства проиллюстрировать подброшенный или навязанный кем-то образ потерявших всякий духовный стержень отслуживших солдат. Но именно в нашей литературе и нашем кино всегда были темы всепрощения, способности пожертвовать собой ради ближнего, тоска по светлому будущему, изрядно залитые водкой. Все те же Алеша Карамазов, Сонечка Мармеладова… очередной ухарь-купец. Хочется спросить авторов фильма -- были ли и другие, более созидательные примеры? Или мы просто имеем дело с национальным зацикливанием на одних и тех же проблемах?
Контекст ответа на это вопрос был озвучен самим режиссером - проблемы с финансированием. Так что может быть и к лучшему, что этот убедительнейший, профессионально сделанный фильм так и не попал на экраны российских кинотеатров. А сегодня складывается ощущение, что фильм просто морально устарел. Однако вернемся к "диалогу" зала с режиссером перед началом фильма. Единственная небанальность, которую высказал Вадим Абдрашитов такова - "Если присмотреться к любому фильму, можно увидеть, как он снимался. Можно воссоздать атмосферу в команде. Можно увидеть, был ли актерский ансамбль". Отдадим должное этому профессиональному наблюдению. В показанном затем его фильме удивительно тонкий подбор актеров, в основном театральных, талантливых. Профессиональная работа профессионального режиссера. Видно, что над фильмом работал именно ансамбль, великолепный автор сценария, оператор. Фильм сделан с размахом и добротно. Но не греет и не тревожит ни душу, ни сердце.

Hosted by uCoz