газета "О главном" | 1999, #7 | |
СТАНЕТ ЛИ УЛИЦА ТРУДА - "РУБЦОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ" | ||
Анатолий Баскаков |
Статья "Будет ли у Челябинска свой силует",
опубликованная в газете "О главном" 16
сентября, заинтересовала многих. Письма и
телефонные звонки горожан позволили мне
вернуться к этой теме. Вопросы, интересующие
челябинцев, в основном касались двух тем:
1. Каковы результаты объявленного
главархитектурой конкурса "Новому веку - новый
дом"?
2. Как будет выглядеть через 5-10 лет набережная
реки Миасс и улица Труда?
Для компетентных ответов на эти и ряд других
вопросов я обратился к специалистам -
архитекторам и производственникам. Сегодня
отвечает на вопросы Леонид Петрович Лейдерман
(фото), технический директор ЗАО "Завод
железобетонных изделий N1".
А.Б.: Леонид Петрович, главное управление
архитектуры города, объявившее в начале года
конкурс "Новому веку - новый дом", поставило
ряд довольно жестких требований к конкурсным
проектам. В чем их суть?
Л.П.: Конкурс проводился на типовую секцию жилого
дома, отвечающего современным, достаточно
противоречивы требованиям. Очевидно, что
совместить силуэтную многоэтажность и
многовариатность решения фасадов с минимальными
затратами при строительстве и эксплуатации
жилья - очень непросто. Кроме того, для проектного
управления "ЖБИ-1" участие в конкурсе
приобретало смысл, если все изделия и детали дома
смогут быть изготовленными заводом ЖБИ-1. Тем не
менее, я считаю, что в нашем проекте - "секция
121-Т", представленном на конкурс, учтены
практически все требования главархитектуры.
А.Б.: Известно, что 10-этажные типовые дома-коробки
121 серии, строящиеся сегодня в Челябинске для
Урала довольно холодны. Учтено ли это в новой
серии?
Л.П.: Для новой блок-секция 121-Т разработаны
наружные стеновые панели толщиной 400 мм с
повышенными теплозащитными качествами. Их
коэффициент приведенного сопротивления
теплопередаче стал 4,2 вместо прежнего - 2,6. Это
полностью соответствует современным
требованиям для Урало-Сибирского климатического
района.
А.Б.: Каждый, кто заезжал в квартиру 121 серии,
помнит проблемы, связанные с подъемом
крупногабаритной мебели. Известны проблемы не
только с инвалидными, но и детскими колясками.
Есть ли в этом смысле преимущества у новой
блок-секции?
Л.П.: В конкурсном проекте предусмотрено
применение широкого лестнично-лифтового узла, а
также новые лифты с возможностью перемещения на
них инвалидов с колясками. По сравнению с прежней
увеличена высота этажа. Увеличена ширина входов
в квартиры и комнаты, что конечно значительно
облегчит траспортировку крупногабаритных вещей.
Кроме того, разработанные планировки блок-секции
позволяют строить дома с различным набором
квартир в рядовых и торцевых секциях. Вот
несколько схем с вариантами планировок (см. рис.
1-3).
А.Б.: Рынок вторгается в строительное дело все
активнее. Задача построить как можно больше
жилья и только, уже никого не устраивает, и в
первую очередь тех, кто занимается его
реализацией. Ну, и будущих владельцев, конечно.
Они хотят активно участвовать в процессе
первоначального обустройства своих будущих
жилищ, их планировки и отделки. Отвечает ли ваш
проект таким вот, повышенным требованиям
покупателей?
Л.П.: Покупатель всегда прав, и мы, проектировщики
идем ему навстречу.
На первых этажах предусмотрены пока еще новые
для нас усовершенствования - специальные пандусы
для инвалидов, комнаты для вахтеров,
нестандартный интерьер вестибюля. Разработаны
также планировочные решения следующих
блок-секций:
Блок-секция с встроенной в цокольный этаж
автостоянкой;
Блок-секция с входом и квартирами для инвалидов;
Блок-секция с встроенными в первый этаж
общественными помещениями.
Мы готовы к проектированию и параллельному
изготовлению оснастки и по специальному заказу.
Наш проект - это поисковая, экспериментальная
работа, доказавшая, что панельное домостроение
не изжило себя, с ним можно и нужно творчески
работать.
А.Б.: В таких известных комплексах, ставших
украшением Москвы, как "Золотые ключи",
"Рубцовская набережная", "Кунцево"
будущим жильцам предлагается возможность уже на
стадии строительства принять участие в
планировке квартиры, а в дальнейшем использовать
широкий выбор вариантов ее отделки вплоть до
разработки индивидуальных проектов. Смогут ли
будущие жильцы ваших домов новой серии позволить
себе такой выбор?
Л.П.: Наличие вариантом планировок в конечном
счете зависит от стоимости продаваемого жилья.
Такого рода проекты как "Рубцовская
набережная" проектируются на базе жилищных
комплексов нового поколения. Спроектированные
по-современному, они удивляют привыкшего к
хрущобной тесноте просторными квартирами,
удобными и светлыми прихожими, застекленными
эркерами, мансардами, автономными котельными. Но
себестоимость изготовления одного квадратного
метра такого жилья все таки в несколько раз выше
того, что предлагалось на данном конкурсе.
А.Б.: Многие читатели считают, что
крупнопанельное домостроение отходит в прошлое.
Однако известно, что престижная "Рубцовская
набережная", которую Юрий Лужков строит в
Москве состоит именно из крупнопанельных домов.
Это что, тоже ряд одинаковых коробок?
Л.П.: Нет. Рубцовский жилой комплекс общей
площадью 32 тысячи квадратных метров включает
пять корпусов, состоящих из индивидуальных
панельных блок-секций переменной этажности. Во
всех корпусах - мансардное завершение,
включающее технический этаж и теплую мансарду,
покрытую черепицей.
Композиционный центр - третий корпус - включает
17-этажную прямую блок-секцию и две угловых
блок-секции по 14 этажей. Они имеют сквозные
проходы, позволяющие обитателям дома свободно
пользоваться зоной отдыха, расположенной в
глубине комплекса, подальше от шумной
автомагистрали.
Завершает застройку пятый корпус, состоящий из
двух 10- и 12-этажных секций. Панели жилых этажей
облицованы плиткой "под кирпич", что в
сочетании с отделкой первого этажа "под
естественный камень", белыми деталями лоджий и
зеленой крышей меняет образ традиционно
безликого панельного дома. Здесь использованы
блок-секции новой серии П-44 МТ - гордость
московского ДСК-1. Конечно, это ломает
устоявшийся технологический процесс, но
руководство ДСК-1 идет навстречу архитекторам,
проявляя понимание стоящих перед ними задач.
Замечу, что "Рубцовская набережная" - это
пример проекта, когда панельное домостроение
осуществляется в виде законченного комплекса с
активным силуэтным решением, "живой"
цветовой колористикой и разноэтажностью, что
создает архитектурный "эмоциональный
всплеск" на набережной, которым можно
любоваться с разных сторон.
Для любого архитектора праздничным становится
тот день, когда он видит практическое начало
воплощения своей идеи. Проектировщики
Челябинска внимательно изучают московский опыт.
Надеюсь, что и Вячеслав Тарасов присматривается
к опыту Юрия Лужкова.
От редакции:
Итак, читатель, вам стало известно, что проект
современного панельного жилого дома, который мог
бы производится у нас в Челябинске, существует.
Естественно возникает вопрос - будет ли
главархитектура продолжать бесконечные поиски
"оптимальной застройки" набережной Миасса и
улицы Труда, или у нас в Челябинске может
появиться что-то похожее на "Рубцовскую
набережную" в Москве. Как скоро это может
произойти? В интервью корреспонденту,
производственники на ЖБИ-1 заявили, что готовы,
при условии поддерки со стороны городской
администрации и главархитектуры, подготовить
оснастку и приступить к выпуску блок-секций 121-Т
уже во втором квартале 2000 года.
Значит, такое будущее не за горами. Но для него необходима финансовая поддержка администрании, возможно потребуется включить механизм "муниципального заказа". А пока, проектировщики ЖБИ-1 на вопрос о том, получено ли ими материальное вознаграждение, обещанное в условиях конкурса - просто покачали головой.
Неужели опять, то будущее, которое деловито
вершат москвичи, завязнет в илистом берегу
Миасса. Но, зная историю создания и развития
челябинского зоопарка, мы надеемся, что
дальновидность нашего мэра и заинтересованность
Вячеслава Тарасова в лучшем будущем для
Челябинска, помогут нашим архитекторам и
производственникам.