журнал "ИНФОР" 1998, #2
ИНФОР Особенности информатизации выборных технологий
Анатолий Баскаков


Политическая реклама в предвыборной кампании на первый взгляд отличается от торговой рекламы только тем, что предлагает потребителю не бессловесный товар, а идею или человека. Но! Предвыборной пропаганде, как правило, противопоставлена контрпропаганда конкурентов. Если в торговой рекламе никто не пытается опровергать информацию о "неповторимом устойчивом вкусе", то в предвыборной борьбе опровергаются и неповторимость, и устойчивость, и даже то, что вообще имеется вкус. Политическая реклама более многоходова, гибка, эмоциональна. Она просто вынуждена применять стратегию и тактику, манипулировать самыми глубинными основами человеческого мышления.

Особенности формирования эффективной
команды поддержки


В арсенале эффективно работающей на Кандидата команды всегда имеются самые разнообразные, от древнейших до новейших, методы и приемы влияния на исход выборной игры.
Например, противостоять стратегическим и тактическим находкам конкурентов и сделать успешной собственную стратегию могут консультанты, владеющие искусством применения знаменитых китайский стратагем. А в деле усиления имиджа незаменимы специалисты по нейро-лингвистическому программированию (НЛП).
Кроме того, в команде необходимы специалисты по работе со средствами массовой информации (СМИ), по связям с общественностью, специалист по информационной безопасности, специалист по организации коллективного проектирования стратегии и тактики кампании, а также администратор - специалист по организации исполнения запланированных мероприятий.
Как видим, формирование сильной команды поддержки - дело не простое и достаточно дорогое.
Вообще может быть четыре варианта стартовых условий:
- Кандидат имеет значительную поддержку избирателей, но минимальный бюджет.
- Кандидат имеет значительную поддержку избирателей и значительный бюджет.
- Кандидат имеет минимальную поддержку избирателей и минимальный бюджет.
- Кандидат имеет минимальную поддержку избирателей, но неограниченный бюджет.
Специалисты по "политическому маркетингу" утверждают, что во всех четырех вариантах Кандидат имеет реальный шанс быть избранным или достичь (см. ниже) поставленных им целей, и этот шанс может быть существенно повышен, если Кандидат имеет квалифицированную команду поддержки.
Прямой зависимости "хороший бюджет" - "хорошая команда" не существует, но есть зависимость "хорошая команда" - "успешные выборы".
При формировании команды поддержки требуется умение проверить компетентность претендента на определенную роль в команде поддержки. Поэтому прямо здесь дается необходимый минимум теоретической (знаю что!) и технологической (знаю как!) информации для проверки члена команды на "профпригодность".

Особенности купли-продажи
консультационных услуг


Новые возможности доступа к информации, ранее закрытой, в сочетании с потребностью некоторого Кандидата быть избранным, привели к появлению нового вида бизнеса - информационного предпринимательства.
Таким образом, у руководителей предприятий, Кандидатов и других лиц, имеющих конкретные цели и обладающих финансовыми и другими ресурсами, появился выбор - воспользоваться услугами тех или иных представителей информационного бизнеса.
Однако, доступность информации о способах манипуляции людьми и общественным мнением имеет другой аспект - дает возможность случайным людям, просто познакомившимся с такой информацией, начать настойчиво продавать свои "таинственные" услуги. Минусы такой деятельности очевидны - дорогое предвыборное время Кандидата, а возможно, и часть бюджета могут оказаться бездарно потраченными.
Что же делать? Привлекать консультантов по отбору консультантов? Рассчитывать только на хорошо знакомых доморощенных стратегов? Искать средства на оплату квалифицированных гастролирующих команд с ограниченной ответственностью?
Здесь кратко обрисованы основные темы для проверочных разговоров, которые может провести с потенциальными сотрудниками сам Кандидат или его доверенное лицо на предмет их профпригодности. Выбор, разумеется, остается за Кандидатом.

Разговор первый
О технологии "политического маркетинга"


Современный подход к организации предвыборной кампании Кандидата, который принято называть политическим маркетингом, требует комплексного подхода к построению и реализации стратегии выборной кампании.
В соответствии с этим подходом команда поддержки начинает работу с поиска ответов на следующие вопросы:
- Каковы цели и характер выборной кампании Кандидата?
- Каковы ключевые задачи Кандидата?
- Кто главный конкурент?
- Какой фактический и желательный имидж Кандидата?
- Каковы группы (слои) избирателей и каковы их интересы?
- Какое представление Кандидата об этих интересах?
Результаты обсуждения командой этих и других вопросов, как правило, используются для заполнения рабочих таблиц, что делает их легко обозримыми, упрощает корректировку и организацию новых обсуждений.
Ведет табличную документацию специалист по организации коллективного проектирования. Он же составляет сводные таблицы, оформляет другой графический материал, информирует специалистов, привлеченных для разовых консультаций.
Одним из поводов для тестирования претендента на совместную деятельность может быть обсуждение первых шагов использования технологии "политического маркетинга":
1. Цели кампании. Целями избирательной кампании могут быть…
2. Ключевые задачи. Обычно это…
3. Главный конкурент. Его можно использовать для…
4. Стиль и имидж Кандидата. О каких типовых стилях поведения Кандидата вы можете нам рассказать?
5. Отношение к ошибкам, своим и чужим. Какая типичная ошибка российских кандидатов - это также повод поговорить с вашим собеседником.
Типовые проколы своих и чужих конкурентов полезно знать, ведь их можно использовать как готовые ресурсы для наступления. Кроме того, ведение информационной базы тактических проколов позволяет не только предохранить Кандидата от подобных ошибок, но вовремя заметить и соответственно отреагировать на них.
Итак, какова реакция претендента на якобы неосторожно брошенную реплику?

Разговор второй
Знаменитые 36 китайских стратагем


Стратагемность была серьезным оружием китайских политиков, военных, дипломатов. Благодаря устной традиции, историческим хроникам и художественным произведениям эффективность применения стратагем была очевидной и для широкой публики.
За три тысячелетия прагматичный китайский ум классифицировал стратагемы по видам, разработал методику применения той или иной стратагемы в зависимости от конкретной ситуации, создал своеобразный "банк данных" - "Трактат о 36 стратагемах" (стратагема - это план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость - определение В.Даля). Но эта информация должна была тщательно скрываться от иностранцев.
Замечу, что хотя хитрость и ловушку организуют многие из элементов тактики и стратегии, у стратагемы есть важное отличие - многоходовость. Таким образом, стратагема - это система нескольких согласованных тактических приемов, результатом уместного применения которых является нейтрализация разрушительных планов противника и увеличение вероятности реализации собственных планов (определение автора).
Вернемся к древним китайцам: "Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности - и вот уже что-то, принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках. Во дворце или в хижине, но стратагема пригодится всегда...
Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир, может вызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение в почтение и безнадежную ситуацию в выигрышную".
А теперь вернемся в сегодняшний день, к продавцу таинственных, астральных или парапсихологических секретов. Что он ответит на предложение поделиться опытом применения или прокомментировать суть той или иной стратагемы? Какова будет ответная реакция Кандидата?
Итак, вот перечень 36 стратагем из древнейшего трактата "саньшилю цзи мибэнь бинфа":
1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море.
2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао.
3. Убить чужим ножом.
4. В покое ожидать утомленного врага.
5. Грабить во время пожара.
6. На востоке поднимать шум, на западе нападать.
7. Извлечь нечто из ничего.
8. Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан.
9. Наблюдать за огнем с противоположного берега.
10. Скрывать за улыбкой кинжал.
11. Сливовое дерево засыхает вместо персикового.
12. Увести овцу легкой рукой.
13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.
14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу.
15. Сманить тигра с горы на равнину.
16. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти.
17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму.
18. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, сначала надо поймать главаря.
19. Тайно подкладывать хворост под котел другого.
20. Ловить рыбу в мутной воде.
21. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу.
22. Закрыть дверь и поймать вора.
23. Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего.
24. Объявить, что собираешься только пройти сквозь государство Го, и захватить его.
25. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками.
26. Скрыть акацию и указать на тутовое дерево.
27. Делать безумные жесты, не теряя равновесия.
28. Заманить на крышу и убрать лестницу.
29. Украсить сухие деревья искусственными цветами.
30. Превратить роль гостя в роль хозяина.
31. Стратагема красотки.
32. Стратагема открытых городских ворот.
33. Стратагема сеяния раздора.
34. Стратагема самострела.
35. Стратагема "цепи".
36. Бегство (при полной безнадежности).
Понятно, что вековая выверенность и образность стратагем, несомненно, делают их ценным инструментом планирования и противодействия планам оппонентов.
Специалисты по логике утверждают, что данные 36 стратагем исчерпывают список возможных тактико-стратегических связок и что в любой военной (политической) хитрости можно найти аналоги одной или нескольких классических стратагем. Поговорите об этом с предлагающим свои услуги претендентом.

Разговор третий
Что может и чего не может НЛП


Сегодня НЛП - весьма распространенный инструмент для управления как индивидуальным, так и массовым сознанием. Родившись в 1975 году как методология эффективного общения психотерапевта с пациентом, нейролингвистическое программирование быстро доказало свою практическую ценность в других областях. Начиная с 1984 года его приемы открыто используются в мире рекламы и в предвыборных кампаниях самого высокого уровня.
Трудно сказать, что особенно притягивает к этой системе доморощенных психологов, возможно, большинство тех, кто покупает книги по НЛП, надеются в конце концов приобрести что-то вроде кулинарной книги с точными рецептами. Однако в реальной, динамичной и бурлящей событиями выборной кампании практически нет места точным, т.е. фиксированным рецептам.
В НЛП, как, впрочем, и везде, для успешного применения даже готовых рецептов требуется мастер, умеющий свободно прибавлять, вычитать и делить ингредиенты для приготовления нужного "блюда" - имиджа Кандидата.
Доступная всем литература по НЛП наполнена примерами анализа рекламных видеороликов, листовок, плакатов. Несомненно, присутствие в команде поддержки НЛП-аналитика и НЛП-имиджмейкера, значительно усилило бы Кандидата, однако… есть несколько проблем.
Проблема 1. Реальное положение дел таково, что эффективный НЛП-мастер ("нэлпер") пока редок и, соответственно, дорог. В то же время обилие популярной литературы плюс несложные, описанные в тех же книгах приемы персональной манипуляции позволяют "НЛПистам понаслышке" неплохо продавать свои книжные знания.
Проблема 2. Если же кандидат сумел привлечь в свою команду действительно мастера НЛП, и тот участвует в текущих обсуждениях, то, скорее всего, о технологии ПМ ("политического маркетинга") вы можете забыть. Во-первых, в НЛП и ПМ используются совершенно разные понятия стратегии. Во-вторых, настоящий НЛПист по-хорошему настроен на манипулятивную игру - "Здесь и Сейчас". А кто его окружает при выработке и проведении в жизнь тактики и стратегии предвыборной борьбы? - правильно, Кандидат и члены команды поддержки!
Рискну предложить свое решение обеих проблем: контакты с НЛП-аналитиком можно поддерживать по факсу, причем он может в это время находиться дома в Москве, Красноярске, Челябинске или отдыхать на Кипре, на качество резюме это не повлияет.
Что касается НЛП-имиджмейкера, то качество его работы легко проверяется в сравнении. Как правило, примерно половине Кандидатов и их доверенным лицам, действительно требуется несколько погружений-тренингов в проблему усиления своего имиджа. Но это может сделать и сам Кандидат в краткой командировке, например, в Московском институте НЛП и Эриксонианского гипноза или на экзотическом семинаре по формированию "Харизмы".
Подобные, но уже персональные имиджевые семинары можно пройти и в Челябинске, в специализированном "Имидж-центре" или на кафедре психологии того или иного вуза. Почувствовав разницу, Кандидат может быть готовым и к выбору персонального имиджконсультанта.
Впрочем, в жизни всегда есть место для чуда, которое может неожиданно проявится в виде талантливого, приверженного, недорогого, ненавязчивого, ….эн-эл-пи-шного имиджмейкера.

Разговор четвертый
Обеспечение безопасности риска быть избранным


Если вы считаете, что успех политической игры измеряется деньгами, а риск связан с убытками, - значит, вы просто слепы. Нижняя граница риска располагается там, где ей и положено быть, - в самом низу. Все, что выше, - неисчислимое количество факторов, которые рождают либо не рождают политических лидеров.
Настоящая политика поражает богатством возможностей и вариантов. Эта палитра намного красочнее, чем большинство людей могут себе представить. Но в действительности мы слишком редко узнаем, что на самом деле происходит внутри мира политики. Истории успеха превозносятся, неудачи подвергаются буквально анатомическому исследованию или вызывают панику. Обо всем остальном - молчание.
Именно молчание или сознательно организованная, дозированная утечка информации является залогом обеспечения безопасности проведения выборной кампании. Участие в команде поддержки Кандидата - реального претендента на победу чревато определенным риском, поэтому вопросы информационного этикета должны быть поставлены на первом же совещании команды поддержки.
В дальнейшем крайне желательно одному из доверенных лиц Кандидата пройти семинар по обеспечению информационной или экономической безопасности.
А пока представляется необходимым особо обозначить три типичных случая потери информационной герметичности окружения Кандидата.
1. Информационная невоздержанность одного или нескольких членов команды поддержки. Часть планов становится известной оппоненту, и у того соответственно появляется возможность их обесценить или обыграть при помощи стратагем. Меры предохранения - разъяснительная работа, в том числе ликбез о методах манипуляции сознанием потенциального источника информации плюс создание соответствующей мотивации (в терминах выгоды и убытка).
2. Присутствует скрытый агент оппонента. Меры предохранения - овладение доверенным лицом Кандидата техникой выявления неадекватного (манипулятивного) поведения агента с последующим его использованием в качестве канала управляемой утечки информации.
3. "Уотергейт по-челябински". Установлена радиопередающая, телефонная или другая аппаратура специального назначения. Меры предохранения известны - обсуждение ключевых вопросов на выезде, нейтрализация аппаратуры с помощью технических специалистов.

Разговор пятый
Особенности искусства вовлечения


Каждый, кто останавливается у портрета Джоконды, понимает ее загадочную улыбку по-своему. Каждый испытывает переживания, необходимые ему именно сейчас. Большое искусство вовлекает людей в переживание особых состояний, активизирует их мышление, задействует их глубинные резервы.
Вовлечение - естественное явление. Все мы когда-то кого-то во что-то вовлекали - партнера в будущую работу, будущую жену, будущего мужа, у всех нас это было. Вовлекая, мы получаем удовольствие от своих действий, ощущение изменения реальности, чувство эйфории от легкости, с которой это делается.
Ведь вовлечение - передача ощущения свободы, импровизация, экстаз некой человеческой общности. Конечно, это чисто бытовые впечатления, но психологи и специалисты по организации совместной деятельности уже обратили внимание на парадоксальную эффективность использования приемов вовлечения при формировании результативной команды.
Сформулировать себя как политика - значит рисковать. Рисковать быть не услышанным, ведь вы не можете сформулировать себя для себя. Требуется определенное слушание - партнеров, залов, читателей, радиослушателей, телезрителей. Сильная команда квалифицированных специалистов как раз и призвана обеспечить слушание для вашего варианта Будущего.
Уклонение от вовлечения обычно проявляется как рассуждения из области "здравого смысла". Отказ в доверии - как скептицизм. Здесь и начинается граница раздела между технологией вовлечения и технологиями манипуляции и гипноза.
Приведу определение, данное Е.Доценко: "Манипуляция - вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями".
Замечу, что объект манипуляции не может быть эффективным в долговременном плане - как правило, это человек или группа людей, которые периодически оказываются перед лицом неожиданного для них будущего, у которых часто рушатся собственные планы и которые привыкли убаюкивать себя, "убедительно" рассуждая о причинах своих и чужих неудач. Кроме того, объект манипуляции легко перевербовать.
Вот почему, крайне желательно, чтобы постоянные участники обсуждений целей, тактики и стратегии проведения успешной выборной кампании были людьми вовлеченными, ответственными, лично заинтересованными в совместном проектировании и реализации будущего, сформулированного лидером.
Надеюсь, что контекст предыдущих рассуждений позволит Кандидату или его доверенному лицу с помощью зондирующих вопросов или просто прислушиваясь к фоновым разговорам персонала, выявить, с кем и каким образом можно сотрудничать.

Hosted by uCoz